Про стратегию научно-технического развития

Прочитал стратегию научно-технического развития. Безусловно, приятно видеть в документе за подписью Президента то, о чем ты с сотоварищи говоришь уже несколько лет: про научно-техническое творчество молодежи, цифровое производство и концентрацию усилий на прорывных областях.
Но тут же осознаешь, что понимание писавших стратегию находится ровно на эти несколько лет позади, а ситуация опять «уплыла»: «советский задел» за эти годы доеден почти полностью, особенно в кадровом аспекте, последним детям с «советским» образованием уже за 30, а дальше – «поколение ЕГЭ», меряющее давление трактора на почву на кубический сантиметр… И ребята они неплохие, и ЕГЭ, сам по себе, задумкой неплохой был, там вполне системно знания оцениваются ( я дотянул до 75 по математике), но опять что-то пошло не так….
А это означает, что мы опять пытаемся планировать «лидерство по избранным направлениям» (п.24 б Стратегии), не понимая, что у нас нет ключевого ресурса – научных и технических лидеров, людей нужного уровня компетенций и энергетики. Второго ключевого ресурса – переизбытка денег, чтобы этих лидеров покупать по всему миру - у нас тоже уже нет…
Конечно, в п. 39 г сказано про целостную систему воспроизводства кадров, но на 10 пунктов ранее (28 а) сказано, что это будет «выявление талантливой молодежи». Допустим, системой олимпиад можно выявить 100-200 таких человек в год на федеральном уровне. А где брать кадры для оставшихся 9800 из 10 000 «стартапов НТИ»? Получается, что нужна не стратегия «выковыривания изюма», а стратегия создания полноформатной пирамиды кадрового резерва, как в олимпийском спорте, где чтобы подготовить 10 олимпийцев, им нужно тренироваться со 100 мастерами международного класса, тем – с 1000 мастеров спорта и так далее – до дворовых команд, спортивных секций. Триумф науки позднего СССР (остатки которого мы доедаем) - это как раз следствие ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА ИТРов. Да, инженеры они были средние, но они стали тем самым олимпийским резервом, их которого выросли С. Брин, И. Сегалович, Д. Ян, Я. Кум.
В этом отношении, конкурсы WordSkills, система ЦМИТов – это то, что нужно, но теперь их надо сбалансировать в школьной программе, ведь в СССР кружки в «домах пионеров» были _дополнением_ к школе и опирались на теоретические знания, полученные за партой. Сейчас эту систему надо восстанавливать фактически с детского сада. Надо же понимать, что веселые картинки типа «найди отличия» - это тренировка навыка сравнения, а всякие «обводки» - навыка сосредоточения… Занятия «учись учиться» - это про то же, про навыки работы с информацией.
И лучше даже ее не просто восстанавливать, а сразу переводить на новые рельсы – развивать познавательные навыки, причем не только у детей, но и у существенной части молодежи «потерянных поколений». Сейчас очень удачный момент – раз мы перестали воспитывать «квалифицированных потребителей», которые потом должны стать «эффективными менеджерами», то самое время взять мощную предметную основу русской и советской школы и дополнить ее современными когнитивными техниками. Так мы сможем быстро реанимировать познавательный потенциал «поколения ЕГЭ» и заложить основу кадрового резерва на будущее, создав платформу для мирового лидерства...
Но это, наверное, появится в стратегии лет через пять…
Но ситуация опять уплывет...