Кадровый блицкриг
Как можно быстро реформировать отраслевое высшее профессиональное образование за 1-3 года, не тратя миллиардов долларов?
Мысленно участвуя в проводимой реформе образования, уже почти без удивления наблюдаю, как быстро люди меняют прогрессорские идеи на имитацию бурной деятельности и как вместо системного и консенсусного поиска путей развития на флаг поднимаются “громкие”, но не самые эффективные проекты.
Конечно, и Петр Великий отправлял отроков учиться в Европу, но он не забывал и об “импорте” образовательных компетенций, приглашая европейских ученых к развитию образования в России.
Задумаемся об этом, на минуточку.
А ведь грант на найм в ВУЗ качественного проректора-экспата обойдется государству ровно как оплата обучения 2-3 студентов в качественном зарубежном университете. Но результаты будут отличаться, думаю, в разы: успех реформ энергичных “импортных” проректоров с командой хотя бы в 25-30% из 1115 российских ВУЗов, уже через 5 лет даст совсем другую картинку российского образования, нежели обучение 5000 студентов за рубежом. Тем более, что на эти должности можно звать своих же “варягов” - ученых, уехавших за рубеж и “упершихся” в карьерный потолок “там”, ведь, объективно, кафедр в “Лиге плюща” или “Оксбридже” вкупе с “Краснокирпичными” на всех не хватает. Эти люди - идеальные кандидаты в реформаторы и могут нанести много непоправимой пользы, так как понимают специфику “здесь” и видели, как работают “там”. Заодно и вернем потенциал российской науки на Родину.
Подумав еще пару недель, можно найти и решение быстрой модернизации образовательных программ.
Итак, в идеале нужно, чтобы программы в наших ВУЗах модернизировались сами собой.
Но:
- кадровый голод усиливается: старая профессура уже не может учить по-новому, а
- у молодых есть отставание образования от мирового уровня,
- существующие институты развития не предлагают поэтапной трансформации образования,
- исходим из разумных затрат с быстрой отдачей.
Решение: скооперироваться силами нескольких ВУЗов в каждой отрасли и поддержать молодых, инициативных преподавателей, в сотрудничестве с представителями отрасли (крупным бизнесом и госкорпорациями). Разработать совместно для нескольких ВУЗов новые учебные программы, исходя из потребностей в отрасли в будущем +5 лет. При участии бизнеса обеспечить преподавателям достойные условия через долгосрочные трудовые контракты и покупку оборудования.
Отсюда вырисовывается План действий:
- В отраслях сделать отраслевой кадровый форсайт с профессионалами отрасли, представителями бизнеса и госкорпораций, профильных министерств и Минобрнауки выявить требуемые компетенции для сотрудников в будущем +3-5 лет;
- Провести грантовый конкурс и набрать по 5-6 молодых, энергичных преподавателей профильных кафедр, до 40 лет из 20-25 профильных отраслевых ВУЗов, в том числе аспирантов и даже студентов выпускных курсов,
- Предложить госкорпорациям заключить с ними контракт на 5 лет по преподаванию этих дисциплин с хорошей компенсацией, на уровне западных ВУЗов;
- Поставить преподавателям условие заключения контракта - создание совместной образовательной программы по нужным специальностям; из п.1.
-
Собирать преподавателей раз в квартал на очные сессии проектирования этих программ, на которые привозить реальных экспертов из отрасли. Примерный план сессии:
- Установочные лекции от отраслевых экспертов,
- Форсайт профессии, определение трендов, технологий, этапов жизненного цикла,
- Определение требуемых навыков для специалиста в профессии,
- определение требуемых знаний для получения этих навыков,
- построение “дорожной карты” получения знаний специалистом,
- декомпозиция “дорожной карты” до уровня предметов,
- декомпозиция дорожной карты до поурочных планов лекций и лабораторных работ,
- сборка и оформление учебной программы.
- По результатам каждой сессии каждый, из участников программы должен представить прогресс по разработке своей программы. Обучение проводить в проектно-деятельностном режиме. Поощрять коллективное создание программ командами из одного ВУЗа, обмен идеями между командами. Требовать взаимную увязку программ между преподавателями внутри одного ВУЗа, соответствие программы требованиям отрасли и мировым практикам;
- Защиту программы осуществлять перед специалистами из п.1 и п.4.
- Внутри ВУЗов обеспечить этим преподавателями “зеленый свет”: выделить лаборатории, включать их программы приоритетно в курс, обеспечить внедрение разработанной программы на кафедре. В контрактах прописать финансирование госкорпорациями покупки лабораторий, стендов и т.д.;
- Осуществлять ежегодный мониторинг развития программы прикрепленными специалистами госкорпораций а также дать преподавателю “право прямого звонка” на уроне руководителей ГК/министерства.
Реализация программы позволит внедрить в 20-25 ВУЗах каждой отрасли современные, комплексные, взаимоувязанные программы из 5 дисциплин, которые будут вести “сыгранные” команды молодых преподавателей, что позволит уже через 3 года осуществлять выпуск 500-1000 специалистов в год по новым программам.
Ведь всегда есть выбор - купить или сделать самому. Купив, мы получаем результат, не зная, как его достигли. А научившись делать сами...