Типология Майер-Бригc (Соционика) в обучении.

ВложениеРазмер
Image icon transmitting_information_in_education.png47.19 KB

Как повысить эффективность образования в 3-4 раза? Ведь сейчас человек 10-17 (!) лет своей жизни тратит на обучение себя общественно-ценным знания, навыкам.

Собственно, теория карт семантического пространства  берёт свое начало из того, что на младших курсах института мы, с группой товарищей, регарды которым изложены в предисловии к теории, задумались о том, как можно повысить эффективность обучения. Естественно, выявилось два основных направления – повышение эффективности методик и дидактик обучения.

Идея представления знаний в виде семантических карт – это как раз представление дидактик. Построение карт семантического пространства нужно для того, чтобы отделить знания от языков, накладывающих на их представления свои историчеко-генетические ограничения, ведь генезис каждого языка отражает исторический опыт своего народа. Так, английский язык – язык лесного народа, в нём много «аудиальных» характеристик (frog, bear, horse), а русский язык – явно язык народа степей, в нём больше визуального (лягушка, бурый, скакун).

Но и вторая составляющая процесса обучения – методическая, - не менее важна.  КАК учить не менее важно, чем ЧЕМУ учить. И о многих преподавателях говорят, что они, являясь талантливыми исследователями, не могут передать свои знания ученикам. Но это не вина ни таких преподавателей, ни их учеников (хотя вовлечённость в процесс обучения является очень важным фактором, но об этом – позже :)

Действительно, очень существенная доля информации при обучении теряется на передаче от учителя и приёме учеником. Тогда, в 1993 году это представлялось мне как рассогласование передатчика и приёмника (спасибо курсу теории передачи информации О.Я. Строева).

Передача информации при обучении

Собственно, поиск путей согласования канала передачи информации при обучении и привёл меня к типологии Майер-Бригс, в России более известной как соционике А. Аугустинавичюте. И, поскольку изначально познакомился я именно с соционикой, снискавшей стараниями неумных адептов славу полунауки, то из песни слова не выкинешь, останемся в поле имен соционики.

Тогда еще не были развиты понятия типов информационного метаболизма, но главное было сказано – лучший учитель для любого человека тот, чей психотип совпадает (тождественен) с психотипом ученика – т.н. «тождик» на сленге социоников.

Тогда методика обучения из этого следует простая: учебные группы нужно подбирать по типу информационного метаболизма, так чтобы они совпадали для учителя и учеников.  Это легко сформулировать, но сложно сделать – массовая система образования не сможет дать столько ресурсов, так подбирают себе учеников даосы и профессоры, академики – технология явно штучная.

А сейчас до половины учеников в любой аудитории просто НЕ ПОНИМАЮТ преподавателя – по типу информационного метаболизма!  Правда, если предположить равномерное распределение всех психотипов, то преподавателя будут понимать типы: «тождественные», «родственные», «активирующие», «зеркальные» ну и «деловые», - всего 5/16 – 31% аудитории! Из любви к преподавателю что-то выучат и поймут «дуалы» и «полудуалы» (ещё 12,5%), но остальные 56% - вообще пропустят информацию мимо ушей!

Но уже в 90х годах прошлого столетия выход представлялся в виде создания по каждой дисциплине серии из 16 видеокурсов (на видеокассетах, конечно :) , где каждый курс читают 16 лекторов,  с  соответствующими психотипами.  При начале обучения ученик проходит тест на определение психотипа и получает комплект учебных материалов «под себя».

Бурное развитие цифровых технологий и Интернета создало новые пути решения этой задачи. Действительно, почему бы не сделать интернет-ресурс, где ученики будут проходить тестирование, собираться в группы, а обучение будут вести преподаватели с их психотипом. Алло, соционики! Мы софт напишем!