Образование в эпоху инфогигаполисов

Уже пару лет, как наступила новая  эра  – эра инфогигаполисов - “население” социальных сетей - “виртуальных городов” - составляет десятки и сотни миллионов человек, а население крупнейшей соцсети - Facebook - составило 1,6 млрд. человек, обогнав тем самым Китай. Все эти люди реально “живут рядом” - в паре кликов-секунд для контакта друг с другом, порождая сотни миллиардов транзакций в день. То есть связность в социальных сетях настолько велика, что позволяет говорить о них, как о единых системах, находящихся в спутанном (когерированном, “квантовом”) состоянии.

Это можно наблюдать не только в мире виртуальном - Уже мегаполисы настолько высокозвязны, что их можно тоже отнести к спутанным системам - когда ежедневно в ограниченном пространстве тоже происходят миллиарды транзакций. Такой информационный поток требует совершенно иных компетенций в работе с ним.

Можно было бы взять за основу индустриальные мегасистемы (например, железные дороги, авиатранспорт) - в работу которых также одновременно вовлечены миллионы человек, однако индустриальные системы работают по-другому - связи в них строго регламентированы, как правило - вертикально, узлы одного ранга могут коммуницировать в строго определенных протоколах.

Отличием квантовой системы является как раз связность “всех со всеми”, что и порождает эффект “спутанности”.

Таким образом,  если мы проектируем новую модель образования ( а не пытаемся в разных видах ностальгировать по старой индустриальной), то надо понять, к чему готовиться в эпоху свободной коммуникации миллиардов людей.

Для (хотя бы ) базового понимания проблемы рассмотрим два основных процесса спутанной (квантовой) системы - декогеренция и когеренция.

Декогеренция представляет собой процесс влияния наблюдателя на состояние квантовой системы, физически заключающийся в вычленении из спутанного состояния  состояний системы, связанных с прошлыми и будущими моментами времени. Можно сделать предположение, что данный процесс связан с обозначением, что в свою очередь, требует развития навыка наименования.

Здесь также проявляется двойственность русского слова “образование” - с одной стороны, это обучение, а со второй - процесс создания по образу. То есть, образование - есть создание, декогеренция определенной реальности, как правило, обозначением реальности через  знаковую систему - будь то язык математики, музыки или русский язык.

Когеренция - процесс обратный, то есть предполагает соединение со спутанной системой, “растворения” наблюдателя в наблюдаемом процессе. Это навык расфокусированности, невыделения объектов, который проходит близко к  работам Олега Бахтиярова. Сделаем следующий шаг: Расфокусированность => невыделение объектов => ненаблюдение (недеяние?) = > когерентность (спутанность) => самадхи.

Обращаясь же к истории, получается, что в работе с глобальными спутанными системами, лучше всего проработана практика молитвы, в которой проработана и декогеренция - через отказ от роли наблюдателя, как правило, путём самоуничижения, так выбор нужной реальности путем собственно молитвы - обращения к Богу.

Остается добавить, что роль  монотеистической религии в организации единых стандартов производства, и, стало быть в формировании индустриальных систем совершенно неизучена ( кроме “Протестантской трудовой этики” М. Вебера, сложно что-то ещё найти) и, следовательно, недооценена. Однако это важно, поскольку ни одна культура, основанная на политеизме не вышла на индустриальный уровень развития. (вопрос - а почему вышла только протестантская ветвь христианства?)

Работа в инфогигаполисе потребует единого подхода от людей самых разных мировоззрений, то есть здесь можно предвидеть распространение пантеистической философии.

См.  Когниверситет