Как мы можем сделать высшее образование всеобщим и бесплатным.

Как мы можем сделать высшее образование в России всеобщим и бесплатным?
Конечно при помощи массовых онлайн курсов (MOOC), создав единую общероссийскую базу онлайн курсов. Только так можно решить проблему повышения производительности труда преподавателей – на порядки. Глупо заставлять преподавателей работать с неподготовленными студентами.
Это очень большая задача. Но ее нужно выполнить.
В год студенты получают примерно 1000 академических часов аудиторной нагрузки, или (5 000 часов на всем специалитете), а порядок затрат по подготовке только одного полного курса обучения по одной специальности составит порядка 50 000 человек-часов. Принимая общее количество специальностей в ВУЗах порядка 1500, получаем общие затраты на создание и адаптацию курсов в 75 000 000 (МИЛЛИОНОВ) чел-часов.
Можно подойти к оценке с другой стороны – Coursera говорит о том, что на один курс они затрачивают до $50K, а общее количество изучаемых в университетах предметов - порядка 2000-5000, то получим величину порядка 100-250 миллионов долларов.
Очевидно, что такой объем работы по переводу курсов в онлайн не может «вытянуть» ни один, даже очень крупный университет.
Это означает, что стартовые затраты должно взять на себя государство. Собственно , это вполне обосновано, как инфраструктурная задача – создание и первоначальное наполнение среды массового дистанционного образования.
То есть, государство финансирует создание и наполнение платформы дистанционного обучения. Программная часть платформы, конечно, должна быть open source с возможностью дополнения и расширения, на базе (почему нет? ) – Moodle.
Затем государственные органы проводят грантовый конкурс на наполнение платформы образовательными курсами и тестами в соответствии со стандартами образования. Поскольку платформа общеизвестная, многие преподавательские коллективы смогут быстро адаптировать уже имеющиеся разработки, естественно на условиях свободных лицензий.
Тем самым создается среда массовой самоподготовки студентов. От этого с облегчением вздохнут, в первую очередь сами преподаватели – подготовка студентов будет вестись по единому хранилищу, в едином формате, что избавит преподавателей от необходимости «горловой нагрузки», общения с неподготовленными студентами и освободит гораздо больше времени для индивидуальной работы со студентами.
То есть, на первом этапе ВУЗы получат подспорье в виде огромного хранилища онлайн-знаний.

Дальнейшее развитие системы, конечно, изменит структуру работы в образовании. Студенты ( и не только ) смогут получать необходимые знания массово и бесплатно, но и не потребляя редкого и ценного преподавательского ресурса, самостоятельно разбираясь в предметах и проходя тесты. Но для того, что бы выполнить лабораторные работы, курсовые проекты они должны будут приходить в ВУЗ.
Через какое-то время (оно может оказаться небольшим, не будем давать пессимистичных прогнозов), развитие систем телеприсутствия и телеуправления позволит студентам удаленно выполнять и лабораторные работы.
Тем самым преподаватели будут высвобождены от рутинной загрузки и общения с неподготовленными студентами, становясь скорее консультантами по своему предмету и работать не 20 студентами, а с группами в несколько раз больше. Такое повышение производительности труда преподавателей позволит им, в том числе и поднять оплату – за счет «подушевого» подхода.
ВУЗы, как уже отмечалось во многих исследованиях, станут скорее центрами компетенций, где будет осуществляться учебные и научные исследования, консультации учащихся и, собственно, сертификация – прием экзаменов, тестов, где необходимо очный контакт со студентом. Со временем, хочется надеяться, что наши учебные заведения, из организаций молодежного досуга, которыми они во многом уже становятся возвратятся в свое исходное нормальное состояние – знаниевых корпораций, куда обращаются мотивированные и подготовленные к обучению люди. Знания будут отдаваться бесплатно в виде онлайн курсов, оплачиваться будет только консультирование, аренда оборудования и сертификация. Фундаментальное право на бесплатное образование выразится в праве каждого человека получить бесплатный доступ к онлайн-хранилищу курсов, онлайн тестированию, а также – одноразовый доступ к лабораторным курсам, курсам консультированию и итоговой сертификации. Повторные пересдачи, естественно, платные. Это представляется справедливым.
Сама платформа естественным образом развивается в образовательную биржу, где предлагают свои консультационные, лабораторные, сертификационные услуги как образовательные организации («корпорации преподавателей»), так и отдельные специалисты. Здесь отлично подойдет модель «Образовательного роуминга», предложенная Сергеем Гевличем. Закономерно вокруг государственной платформы будет выстраиваться репутационная система ВУЗов, курсов, преподавателей.

Движение в этом направлении позволит реализовать многосторонний выигрыш:
- государство и общество решают проблемы массового высшего образования, стандартизации образования, рейтингования учебных заведений, отдельных курсов,
- учебные заведения решают проблемы с качественными лекторскими кадрами, методическими и дидактическими материалами, а также - неподготовленности студентов, перегрузки преподавателей, при повышении их производительности труда,
- студенты, учащиеся, в том числе и самообучающиеся - получают единую базу курсов по всем необходимым предметам, возможность повторно проходить сложный материал, тестироваться, со временем – удаленно выполнять лабораторные работы.

В целом, такая разовая крупная инфраструктурная инвестиция позволит создать системный масштабный эффект роста качества образования на горизонте 3-5 лет .